Избавляемся от щелчков

1 мая 2012
Schecter-Shop

Щелчки являются настоящим бичом звукозаписи, при упоминании о котором опытные звукорежиссеры хватаются за голову в полном отчаянии. Новички же особенно не переживают, они, как правило, эти самые щелчки частенько не замечают, сдавая недоработанные проекты на микширование.

Откуда берется щелчок? Происхождение его, оказывается, совершенно банально - щелчок происходит при склеивании записанных фрагментов. Очень часто встречается практика копирования и вставки полностью подобных элементов в песне, и, как правило, на стыке между вставленным и предыдущим блоками возникает неприятный звук.

При неправильном вырезании записанного блока в его начале или конце синусоида оказывается перерезана прямой в ненулевой точке. Таким образом, мы получаем простейшее решение - во избежание появления щелчков вырезать записанные фрагменты так, чтобы прямая пересекала синусоиду в нулевой точке. Эту процедуру можно проделать вручную (долго, но весьма поучительно), а можно воспользоваться встроенными в аудиоредакторы механизмами.

Скажем, в программе Cakewalk достаточно в окне AUDIO включить функцию Snap to zero crossing (Х), а затем смело щелкать ножницами в нужных местах. В программе Cool придется повозиться чуть дольше - выделяем нужный фрагмент, заходим во вкладку Edit - Zero Crossing, и там выбираем подходящий нам параметр.

В Sound Forge есть еще одна возможность избежать щелчков - фрагмент записи, содержащий щелчки, нужно выделить и перетащить на отдельное место. Затем нужно лишь найти начальную и конечную полуволны блока и применить Fading. Чаще всего такой способ не покажется удобным и приятным, однако иной раз, когда критично сохранить заданный размер блока, именно такой способ станет единственным решением.