Связь между математикой и гармоничностью музыки

29 июня 2013
Schecter-Shop

Произведения композиторов-модернистов, пишущих дисгармоничную музыку, многим не нравятся. Один из таких композиторов – Арнольд Шенберг. Что положено в основу музыкального диссонанса, неприятного уху человека? Раньше считалось, что диссонирующая частота аккордов интерферирует между собой, и получается неприятный звук. По результатам исследований канадских ученых возникло новое предположение, что людям нравятся гармоничные аккорды по иной причине, они имеют правильное математическое соотношение, которое для слуха приятно.

Аккорды в музыкальном интервале квинта, это пять ступеней, или три с половиной тона, состоят из созвучных нот, они гармоничные. Аккорды же в интервале малой секунды, полтона или две ступени, дисгармоничные, это неприятное для слуха соотношение. Однако, по мнению Шенберга и других композиторов, неприятно дисгармоничная музыка звучит не для всех людей, ее можно научиться любить.

Большинство исследователей считает, что дисгармоничные аккорды неприятны по причине физиологии, потому что два тона близкой частоты воспринимаются как биение, один тон, имеющий разную громкость звучания, при усилении биения получается резкий, неприятный для слушателя звук.

Проведенные в двух группах исследования дали интересные результаты. Одна группа была с музыкальным слухом, назвала такую музыку неприятной, а группа участников с амузией, то есть лишенной способности распознавать музыкальные звуки, отнеслась к гармоничной и дисгармоничной музыке одинаково. Из этого следует, что изначально в человеке не заложено отторжение дисгармоничной музыки. По предположению исследователей в гармоничности «виновато» сочетание обертонов, и это открытие может помочь лечить страдающих амузией людей.